🎙 Главное из заявления Эльвиры Набиуллиной (ч.1)
Инфляция
Ценовое давление остается высоким за счет как устойчивых, так и волатильных компонентов. Большинство показателей устойчивой инфляции продолжает находиться в коридоре 6,0–8,0%. Это неприемлемо высокие уровни.
С учетом последних данных мы полагаем, что июльский прогноз по инфляции в 6,5–7,0%, вероятно, будет превышен. Уточним его на опорном заседании в октябре.
Мы уверены, что инфляция будет замедляться, но набранной к настоящему моменту жесткости денежно-кредитной политики недостаточно для возвращения к цели в следующем году.
В чем наши опасения? Во-первых, они связаны с инфляционными ожиданиями. (…) Этот рост инфляционных ожиданий затрудняет формирование дезинфляционного тренда. Во-вторых, мы продолжаем считать, что экономический рост не сбалансирован. То есть динамика спроса не соответствует возможностям предложения товаров и услуг. На это прежде всего указывает повышенная инфляция.
Экономика
Со стороны предложения ключевым ограничением для наращивания производства остается рынок труда.
Предложение товаров и услуг на внутреннем рынке ограничивали и проблемы с логистикой и трансграничными расчетами из-за санкций. Помимо этого, на фоне слабого внешнего спроса нефтяные компании снизили добычу в соответствии с договоренностями ОПЕК+.
Теперь о ситуации с внутренним спросом. Рост потребительской и инвестиционной активности хоть и замедлился, но в целом остается высоким.
В сентябре индикатор текущих оценок бизнес-климата впервые в этом году ушел в отрицательную область. Это один из признаков замедления экономической активности.
Ключевой вопрос в том, чем вызвано замедление экономического роста: в большей степени охлаждением спроса или шоками предложения? Если подтвердится, что в основном это шоки предложения, причем имеющие длительный характер, то денежно-кредитные условия должны быть более жесткими.
Денежно-кредитные условия
Финансовый рынок отреагировал на июльский пересмотр траектории ключевой ставки.
Кредитный рынок также отреагировал на наше предыдущее решение. При этом замедление кредита проявилось прежде всего в розничном сегменте. (…) Корпоративное кредитование пока продолжает расти высокими темпами.
Неравномерность динамики по сегментам кредитования — это нормально. Мы не ждем от ключевой ставки одинакового влияния на все части рынка. Важно, что для снижения инфляции нужны более умеренные темпы кредита в целом.